29 ноября 2010 г.

Основатели современного танца

Танец модерн обычно воспринимается, как исключительно американская форма искусства 20 века.Искусство, порожденное бунтарями. А так как все бунтари нуждаются в прецеденте, то его можно найти в идеях Европы 19 века.


Франсуа Дельсарт
                 Французский певец Франсуа Дельсарт (1811-1871) установил основные принципы движения и основы выражений в движении. Его теория, сформулированная в Науке Прикладной Эстетики, делила тело на три части, каждая часть делилась еще на три части, чтобы обозначить выразительные жесты. Все движения соотносились с одной из трех основных категорий: последовательность, параллельность, противоположность. Изначально эти теории были разработаны для актеров и музыкантов, но позже благодаря усилиям его последователей достигли и танцоров и в конце концов внесли революционные перемены в танце.



Эмиль Жак-Далькроз



Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950), рожденный в Вене и работавший в основном в Женеве, разработал систему ритмичных упражнений и назвал ее Ритмика. Эта система была предназначена для развития в учениках экспрессивности. Ритмика помогала ощутить движение, присущее музыке. Танцовщики того времени также изучали ритмики для развития музыкальности.







Рудольф Лабан
     Рудольф фон Лабан ( 1879-1958) сын Венгерского дипломата, учился у последователей Дельсарта , а так же занимался классическим балетом. Он основал школы в Швейцарии и Германии, где преподавал основы движения хористам. В 1938 году Лабан переехал в Англию. Там он изобрел Лабанотацию -систему изображения движений условными знаками, 
                        

Лабанотация широко используется в наши дни для записей и прочтения хореографии. Теории Лабана о Напряжении и Форме были введены в курсы танцевального образования и танцевальной терапии, а его  понятие пространства до сих пор может быть замечено в работах танцовщиков, несущих традиции немецкого модерна.
График Усилия


В конце 19 века  последователи Дельсарта, включая Женевив Стеббинс, Стил Макай и Миссис Ричард Хови преподавали его учения в Америке. Стеббинс после обучения в Европе у одного из учеников Дельсарта путешествовала по Америке, давая лекции и организуя демонстрации, одетая в греческую тунику. Макей учился у самого Дельсарта и позже усовершенствовал принципы учения в систему упражнений, названную Гармоничная Гимнастика. "Дельсартовское помешательство" прошло по всей Америке. Миссис Ричард Хови училась во Франции вместе с сыном Дельсарта Густавом, который разработал систему движений схожей с системой  Макая. Эти и другие последователи оказали большое влияние на американских танцоров и создали все предпосылки для начала развития Американского модерна.

Исадора Данкан ( Айсидора Дункан) и Руф Сэнт Дэнис (Рут Сен Дени) родились почти в одно время (1877-1878) на противоположных сторонах Американского континента. У обоих были сильные характером  матери, которые привили им законы Франсуа Дельсарта. До путешествий по Европе обе имели краткосрочные проекты в американском шоу бизнесе и находились под впечатлением от Лои Фуллер, американской танцовщицы, любимицы Фоли Бержер.

Непокорность, характеризующая лидеров движения модерн, происходит из работ Сэнт Дэнис, Данкан и Фуллер. В то время женщины были сильно ограничены, лишены гражданских, в том числе избирательных прав и не имели доступа к образованию и должностям. Эти три женщины вели социально-свободный образ жизни и выражали эту свободу в своем искусстве. Это было посильно далеко не каждой женщине того времени. Они отрицали традиции Викторианского костюма и тем самым освобождали свои тела. они стремились синтезировать движение и экспрессию, другими словами они стремились к индивидуальности.

Исадора Данкан
Лои Фуллер

Руф Ст. Денис

И Данкан и Сэнт Денис расширили свой кругозор, читая и проводя собственные исследования в  музеях, а так же постоянно путешествуя. Картинки прошлого вдохновляли их  на видения будущего танца. Обе женщины выражали свою философию на письме. Стиль и видение Исадоры имели сильное и длительное влияние на Американский модерн танец, так же как и наследие Руф, которое позже станет спутанным с учением Теда Шона.

       
Тед Шон и Руф Ст. Денис 
В то время как Данкан, Сэнт Дэнис и Фуллер высвобождали себя, обретая все большее зрительское почтение, танец продолжал оставаться запретной профессией для Американских мужчин. Теду Шону, изучавшему  богослов, понадобилось огромное мужество, чтобы стать танцовщиком. И хотя он уже видел выступление Руф Сэнт Дэнис в 1911, только спустя три года обойдя все водевили округа, он пришел к ней на просмотр и стал ее партнером, а через некоторое время и ее мужем. В 1915 пара основала Денишон, школу, которая стала главной школой в истории американского театрального танца в течении следующих 15 лет.


В школе наряду с восточным и классическим танцем шли уроки по йоге и  теориям Дельсарта ( Тед Шон изучал ее у Миссис Хови) а также дисциплины, охватывающие широкую разновидность этнических направлений танца. Постановки, созданные Тедом и Руф, отражали философию школы: экспрессивные, эклектичные работы на этнические и/или религиозные темы обогащали уже существующие формы танца новыми возможностями.




На пике успеха Лос-Анжельская школа Денишон открывала филиал за филиалом на побережьях. Во главе новых школ вставали бывшие ученики. Так же у главной школы имелось две гастролирующие компании, одна находилась под руководством "Мисс Руф", другая- под руководством Папы Шона. Мужчины принимались сразу и в школы, и в компании, одна из амбиций Шона было стремление возродить мужские партии танца в том свете уважения, в которым они блистали в древней Греции.

урок в школе Денишон


И хотя школа Денишон включала все формы танца, кругозор ее основателей оказался слишком узким для восприятия теорий,  расходящихся с их взглядами. Их слепота к нововведениям членов компании вместе с личными сложностями и завышенными ожиданиями к неудачному плану о создании "Великого Денишон"  в тот же самый год, когда рынок обвалился, привели к резкому спаду деятельности.

Мэри Вигман

Анья Холм
В это же время в 1920 г  Мэри Вигман, ученица Далькроза и Лабана, основала свою школу Немецкого Модерн Танца в Дрездене, в  Германии. Вигман оказывала сильное влияние на развитие немецкого модерна последующие 50 лет. Филиалы ее школы были открыты на территории всей Германии, а в 1931 году сразу после ее гастролей по Америке открылась школа в Нью-Йорке ( директор Анья Холм) . Третий и последний тур Вигман по Америке состоялся в 1933 году. 

                                                   

Комментариев нет:

Отправить комментарий